«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Федеральные документы:
· · Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
· Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
· Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
· "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
· "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
· Конвенция о правах инвалидов
· Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
· Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МБОУ «Ковранская СШ» призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
· инвалиды,
· люди с временным нарушением здоровья,
· беременные женщины,
· люди старших возрастов,
· люди с детскими колясками и т.п
Наличие оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п |
Объекты материально-технической базы |
Необходимо/ имеется |
Процент оснащенности |
Наличие и состояние мебели |
1 |
Кабинеты начальных классов |
2/2 |
73 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы. |
2 |
Кабинеты иностранного языка |
1/1 |
75 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы . |
3 |
Кабинет русского языка |
1/1 |
85 |
В удовлетворительном состоянии |
4 |
Кабинет математики |
1/1 |
95 |
В удовлетворительном состоянии |
5 |
Кабинет истории |
1/1 |
95 |
В удовлетворительном состоянии |
6 |
Кабинет химии и биологии |
1/1 |
75 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы требуют замены |
7 |
Кабинет технологии (обслуживающий труд) |
1/1 |
65 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы требуют замены |
8 |
Кабинет информатики |
1/1 |
95 |
В удовлетворительном состоянии |
9 |
Кабинет родного языка |
1\1 |
85 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы требуют замены |
11 |
Кабинет ОБЖ, ИЗО |
1\1 |
85 |
В удовлетворительном состоянии ученическая мебель, книжные шкафы требуют замены |
Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты физики, химии и спортзал имеют акты разрешения для проведения занятий. В данных кабинетах для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, нормам ТБ и производственной санитарии. Имеются укомплектованные аптечки. Кабинеты полностью оборудованы первичными средствами пожаротушения. При кабинетах физики и химии имеются специально оборудованные лаборантские.
Кабинет информатики соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам по охране труда и ТБ. Имеется в наличии акт обследования, содержания и эксплуатации кабинетов. В кабинетах информатики в рабочем состоянии 6 компьютеров, 1 мультимедийный проектор, цветной принтер, МФУ, интерактивная доска. Оборудовано рабочее место учителя. Кабинет укомплектован средствами пожаротушения.
Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Общая площадь, м2 |
Количество мест |
Оснащённость |
Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ (да\нет) |
Библиотека |
688621, Камчатский край, Тигильский район, с. Ковран, ул. 50 лет Октября, д. 19а |
40,9 |
4 |
100% |
Да |
Помещение школьной библиотеки составляет 32,8 кв.м., разделено на зоны: рабочая и зона читального зала на 4 места, книгохранилище 5,5 и 2,6 кв.м. Библиотека школы располагает учебной, художественной и методической литературой в бумажном виде. Каталог хранится в библиотеке. Общий фонд библиотеки насчитывает 7250 экземпляров, их них учебной литературы 1118 экземпляров.
Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид объекта спорта (спортивного сооружения) |
Адрес объекта |
Общая площадь, м2 |
Оснащённость |
Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ (да\нет) |
Спортивный зал |
688621, Камчатский край, Тигильский район, с. Ковран, ул. 50 лет Октября, д. 19а |
154м2 |
100% |
Да |
Мини- футбольное поле |
30м2 |
100% |
Да |
На пришкольном участке располагаются мини-стадион с хоккейной коробкой площадью 1500,0 кв.м, зимой используется как ледовый каток. На мини-стадионе проводятся спортивные соревнования (по футболу, хоккею).
Занятия по физкультуре ведутся в спортивном зале площадью 154 кв.м., имеется помещение для хранения инвентаря 22,6 кв.м. и кабинет для учителя 11,4 кв.м. Санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала удовлетворительное. Помещение сухое, чистое, отапливаемое, оборудовано спортинвентарем.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием: стенка шведская, канат для перетягивания, конь гимнастический, козел гимнастический, мостик гимнастический, маты гимнастические, планка для прыжков, скамейки гимнастические, стойки для прыжков, копье для метания, лыжи с ботинками, клюшки хоккейные, секундомер, палатки, стартовый пистолет, мешки спальные, мячи гимнастические, мяч баскетбольный, мяч волейбольные, мячи для ручной игры, мяч футбольный, мяч для метания, бревно гимнастическое, брусья гимнастические, стол настольно – теннисный, обручи, гантели, гири, скакалки, тренажеры спортивные, музыкальный центр.
Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта(аудитория, кабинет, мастерская, класс, группа) |
Оснащение |
Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ (да\нет) |
Кабинеты начальных классов |
Ноутбуки, МФУ, интерактивные доски, интерактивные проекторы, телевизоры, музыкальный центр, колонки, документ-камеры, интерактивная доска, DVD, караоке, цифровой микроскоп, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
да |
Кабинет иностранного языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
Да |
Кабинет русского языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
Да |
Кабинет математики, физики |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
Да |
Кабинет химии, биологии |
Ноутбуки, МФУ, интерактивный проектор, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель цифровой микроскоп |
да |
Кабинет ОБЖ, ИЗО |
Ноутбуки, проектор, цветное МФУ, колонки, документ-камера, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель, макеты, тренажер Гоша, носилки, противогазы и т.д. |
Да |
Кабинет истории, обществознания |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, карты мебель |
Да |
Кабинет технологии |
Ноутбук, МФУ, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
Да |
Кабинет информатики |
Компьютеры, ноутбуки, цветной МФУ, интерактивный проектор, таблицы, наглядные пособия, различные наборы по предметам, мебель |
Да |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
· вход в образовательную организацию оборудован кнопкой вызова сотрудника школы;
· вход в учреждение оборудован складным переносным пандусом;
· продублировано название учреждения шрифтом Брайля.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Общая площадь, м2 |
Количество мест |
Оснащённость |
Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ (да\нет) |
Столовая |
688621, Камчатский край, Тигильский район, с. Ковран, ул. 50 лет Октября, д. 19а |
34 |
36 |
100% |
Да |
В школе работает столовая на 36 посадочных мест.
Режим питания:
Завтраки:
10.10-10.30 - 1—11классы;
Обеды: 13.05-13.30
Полдники: 15.00-15.30
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Общая площадь, м2 |
Количество мест |
Оснащённость |
Возможность использования инвалидами и лицами с ОВЗ (да\нет) |
Медицинский пункт |
688621, Камчатский край, Тигильский район, с. Ковран, ул. 50 лет Октября, д. 19а |
26,8 |
2 |
100% |
Да |
В школе организован медицинский кабинет, обустроенный в соответствии с СанПиН.
Проводится медицинская диагностика:
1. Первичная - на поступающих в 1 класс на базе ФАП с. Ковран
2. Выборочный углубленный медосмотр (по графику ФАП с. Ковран).
3. Осмотр детей перед проведением плановых прививок.
4. Контроль детей, пропустивших прививки.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
В свободном доступе для учащихся – 5 компьютеров. Почти все компьютеры школы соединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет.
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе согласно графика работы. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность учебных занятий, так как:
включение в урок мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность;
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым учащимся индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
компьютер позволяет включить межпредметные интеграционные процессы, так как он по своей сути инструмент надпредметный, а применение, к примеру, одних и тех же программных средств и алгоритмов при решении математических, физических, химических и других задач акцентирует внимание на общности изучаемых в рамках разных предметов тем и законов;
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема информации, которая предоставляется учителем или родителями.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии школы и её традициях; — об учащихся; — о педагогических работниках и т.д.
На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта(аудитория, кабинет, мастерская, класс, группа) |
Оснащение |
Кабинеты начальных классов |
Ноутбуки, МФУ, интерактивные доски, интерактивные проекторы, телевизоры, музыкальный центр, колонки, документ-камеры, интерактивная доска, DVD, караоке, цифровой микроскоп, |
Кабинет иностранного языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет русского языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет математики, физики |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска |
Кабинет химии, биологии |
Ноутбуки, МФУ, интерактивный проектор, цифровой микроскоп |
Кабинет ОБЖ, ИЗО |
Ноутбуки, проектор, цветное МФУ, колонки, документ-камера |
Кабинет истории, обществознания |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет технологии |
Ноутбук, МФУ |
Кабинет информатики |
Компьютеры, ноутбуки, цветной МФУ, интерактивный проектор, |
О наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся
В МБОУ "Ковранская СШ" отсутствует общежитие, интернат, в том числе приспособление для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование объекта(аудитория, кабинет, мастерская, класс, группа) |
Оснащение |
Кабинеты начальных классов |
Ноутбуки, МФУ, интерактивные доски, интерактивные проекторы, телевизоры, музыкальный центр, колонки, документ-камеры, интерактивная доска, DVD, караоке, цифровой микроскоп, |
Кабинет иностранного языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет русского языка |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет математики, физики |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска |
Кабинет химии, биологии |
Ноутбуки, МФУ, интерактивный проектор, цифровой микроскоп |
Кабинет ОБЖ, ИЗО |
Ноутбуки, проектор, цветное МФУ, колонки, документ-камера |
Кабинет истории, обществознания |
Ноутбуки, МФУ, проектор, интерактивная доска, |
Кабинет технологии |
Ноутбук, МФУ |
Кабинет информатики |
Компьютеры, ноутбуки, цветной МФУ, интерактивный проектор, |
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
1. |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Все дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия. |
2. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации |
3. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Организация тренингов с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям: - эффективная межличностная коммуникабельность учащихся; - обучение навыкам самоконтроля; - развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; - обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; - формирование лидерского потенциала; - повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; - групповая психотерапия лиц с ОВЗ. Организация психологической помощи: а) консультация лиц с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами; б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости. |
4. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьей учащегося; методическая работа с учителями; организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение в школе организуют педагог-психолог и классный руководитель. |